Вот что говорят психологи по поводу "не хочу учиться"
Что происходит в голове подростка в средней школеВ средней школе у большинства падает мотивация. Нежелание учиться у подростка — правило, а не исключение. Детей в это время интересует
не учеба, а общение между собой. В школу они ходят скорее тусить, чем
получать знания.Психика ребенка десяти-четырнадцати лет напоминает мне планшет из истории читательницы, на котором параллельно работает сразу множество
приложений. Что произойдет, если открыть еще одно — «учеба в школе»?
Да, гаджет начнет тормозить или совсем зависнет. Поэтому и перегруженный
ребенок часто отвлекается, не может усвоить элементарные (на наш
взгляд) вещи, а в итоге и совсем отказывается учиться в пользу соцсетей
и тусовок.Детей в это время интересует не учеба, а общение между собой. В школу они ходят скорее тусить, чем получать знания.Крики, угрозы, запугивания и наказания работе планшета не помогают. Вместо этого включается еще одно приложение — «психологическая защита»,
которое предохраняет мозг от перегрева. Оно тормозит все процессы еще
больше и начинает избавляться от лишнего «тепла» в система — ребенок
начинает фонтанировать эмоциями (злостью, обидой, страхом). Учеба снова
в пролете.Может, в старших классах за голову возьмется?ЕГЭ и поступление в вуз — хорошие мотиваторы, но подготовиться сможет только ребенок, который хоть что-то учил. Если провалов слишком много, или в голове вообще — один сплошной провал, никакие репетиторы не спасут.Не ждите чуда, сделайте сейчас всё, что от вас зависит.Что делать, чтобы подружить подростка с учебой? Во-первых, нужно закрыть все «фоновые приложения», во-вторых — зарядить «мозговой
планшет» и научиться работать с приложением «учеба» на сто процентов.Этап 1 Отключить «фоновые приложения» — разобраться с причинами, почему подросток не хочет учитьсяОтвлекать от учебы может что угодно — собственное тело, проблемы самоопределения и отношения с людьми вокруг (включая вас). И если
подросток не хочет учиться, причина может быть не одна, а сразу
несколько.Следить за здоровьем. В подростковом возрасте тело растет, «гормональная буря» постоянно колышет настроение,
обостряются хронические болезни. Если симптомы мешают жить и учиться,
сходите к педиатру, но пусть подросток сам расскажет, что его беспокоит.Поговорит е с подростком о диспансеризации — зачем ее проходят, о чем спрашивает врач, какие медицинские специальности существуют. Учите его
наблюдать за своим самочувствием и видеть связь между горой чипсов
и вздутым животом.ЕГЭ и поступление в вуз — хорошие мотиваторы, но подготовиться сможет только ребенок, который хоть что-то учил.Помириться с новым собой. Ребенок ищет ответы на вопросы: «Кто я? Какой я? Какие у меня сильные стороны? Кем
я хочу стать в будущем?». Дайте время поразмыслить. Будьте рядом, если
ему понадобится помощь.Найти комфортное пространство внутри семьи. В любом кризисе ребенок стремится проверить родителей на прочность.
Отказ учиться — один из признаков, что подросток начинает уходить из-под
власти родительского авторитета. Он жаждет сам управлять жизнью. Пусть
попробует! Его зону ответственности в учебе, выборе дополнительных
занятий пора расширять. Мелочный контроль родителя не работает.Поделить территорию со сверстниками. В этом возрасте ребенок познает, что значит дружба, отвержение. Как
ладить с другими? Конфликты с одноклассниками или травля часто являются
причиной, почему у подростков снижается успеваемость и начинаются
прогулы.Чаще беседуйте с подростком о его друзьях. Постарайтесь не осуждать, не давать оценок и готовых советов. Помогите ему вынашивать решения
о дружбе внутри себя. Для этого говорите с позиции старшего товарища,
доверительно, с уважением к подростку.Выстроить отношения с учителями. В среднем звене каждый предмет ведет свой педагог. Со всеми учителями подростку приходится выстраивать свои отношения.Конфликт с учителем, особенно с классным руководителем тоже возможная причина, почему подросток не хочет учиться. Особенно если ребенок
отказывается делать один предмет, а по другим ситуация почти
не меняется. Стоит сходить в школу поговорить, наметить пути решения
конфликта.Этап 2 «Зарядить» на учебу. Что делать, если подросток не хочет учитьсяА теперь о том, как наладить приложение «обучение в школе», о мотивации учиться и том, как объяснить подростку, что нужно учиться.Психологи различают внешнюю и внутреннюю мотивацию.Внешняя мотивация (подарки, наказания) работает плохо. Внешняя мотивация не зависит от самого действия, она всегда работает
для кого-то и исчезает, когда этого кого-то нет. Поощрения деньгами,
лишение гаджета, наказание ремнем — примеры такой мотивации. Они
работают, но не долго.Внутренней мотивации сначала может не быть, но как только появляется — подросток готов к самостоятельности. Внутренняя мотивация включается, когда человек сам вносит смысл
в то или иное действие. Вспомним притчу о каменщиках. Один из них «тупо»
таскал кирпичи, другой из этих кирпичей строил для людей храм на века —
то есть у них была разная внутренняя мотивация. Ее не создашь
в одночасье, она вызревает в душе. Поэтому, в отличие от внешней, она
прочная.Внутренние мотивы обучения можно условно поделить на познавательные («хожу в школу, чтобы узнать новое и интересное») и социальные («чтобы
общаться с друзьями», «чтобы потом зарабатывать много денег»).Чтобы в душе ребенка развилось желание узнавать новое, попробуйте следующее. Как мотивировать подростка на учебу — советы психолога:1 Связать школьные знания с жизнью. Пусть поможет сделать трехпроцентный уксус из девятипроцентной эссенции
(задача на пропорции), напишет под диктовку поздравление бабушке
в открытке и заполнит все данные на конверте.2 Вместе представить разные ситуации из будущей жизни — собеседование, день на работе, презентацию важного проекта. Что делать, если подросток не хочет учиться? Рассказать ему, зачем он учится!Кем ему хочется стать и какое для этого нужно образование? На занятиях я часто шучу с детьми про день выдачи первой зарплаты.
Довожу до абсурда: «Придешь получать, а деньги и посчитать надо,
и расписаться...». Кое с кем мы пишем автобиографию или резюме.
Подросток начинает видеть, как это сложно.Можете даже эксперимент провести, дать полы помыть. И для размышления поле, и для дома вашего польза. А потом спросите, хочет ли
он так пять раз в неделю с восьми утра до пяти вечера?3 Поговорить обо всех профессиях без исключения. А кем можно стать, если не учиться? Дворником? Уборщицей? Вот только
не пугайте и не говорите, что это плохо. Профессии нужные, чистоту любят
все. Можете даже эксперимент провести, дать полы помыть. И для
размышления поле, и для дома вашего польза. А потом спросите, хочет ли
он так пять раз в неделю с восьми утра до пяти вечера? Нет? А почему?
Неинтересно? А что тебе интересно? И вообще, у кого выбор профессий
шире? У того, кто учится, или не учится?4 Рассказать, как вы выбирали вуз, профессию, где получали опыт. Пример взрослого важен для ребенка. Согласитесь, сложно ожидать, что
у родителя, которого вечером хватает только на соцсети, ребенок будет
«глотать» русскую классику. Исключения бывают, но гораздо реже, чем
нам бы хотелось.Подросток с удовольствием послушает, как вы учились в школе. Если учитесь сейчас — тем более расскажите. Это будет самый главный пример,
что в современном мире нужно всё время учиться.Внутренняя мотивация учиться формируется не за день и не за два, но любовь к познанию останется у ребенка на всю
жизнь. А ради этого стоит стараться, не так ли?